Воскресенье
25.10.2020
16:56
Форма входа
Календарь новостей
«  Октябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Поиск
Друзья сайта
Rambler's Top100
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Ваш ребёнок будет посещать подготовительные курсы?
Всего ответов: 151
Наши первоклассники

«Начальная школа XXI века» (научный руководитель - Н.Ф. Виноградова)

Комплект базируется на теории деятельности А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. Общая цель обучения - формирование ведущей для этого возраста деятельности. Цель педагогов начальной школы - не просто научить ученика, а научить его учить самого себя, т.е. учебной деятельности; цель ученика при этом - овладеть умениями учиться. Учебные предметы и их содержание выступают как средство дос­тижения этой цели.

Учебно-методический комплект функционирует в соответствии с Го­сударственным стандартом начального общего образования и предназна­чен для массовой школы. Исходя из этого авторским коллективом созданы средства обучения для учащихся (учебники, рабочие тетради) и учителей (книги, методические рекомендации, поурочные планирования и др.).

Формы, средства и методы обучения направлены на формирование у младшего школьника предпосылок (в 1-м полугодии первого класса), а затем умений учебной деятельности. Комплект программ содержит специ­альный раздел «Учебная деятельность».

       Среди принципиальных особенностей УМК авторы-разработ­чики выделяют следующие.

  Сопровождается педагогической диагностикой. Основными целями педагогической диагностики, в отличие от мониторинга и контрольной ра­боты, является, во-первых, получение объективных данных о продвижении ученика в формировании у него умений учебной деятельности; во-вторых, не rоличественная (ученик справился - ученик не справился с заданием), а качественная (почему не выполнил конкретное задание, каждая ошибка
имеет свою причину) оценка усвоения учащимися изученного материала, в том числе их умение применить освоенные способы действия в стандартных и нестандартных ситуациях.

  В процессе обучения реализуется интегрированный подход. Ком­плект содержит интегрированные курсы: «Окружающий мир», «Литератур­ное чтение», «Русский язык» и «Математика». Дело в том, что, по мнению авторов УМК, начальная школа должна быть природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей этого возраста (в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности), учитывать типологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации. С этой точки зрения особенно важен адаптационный период, организация которого должна помочь каждому первокласснику с учетом его готовности к школьному обучению безболезненно перейти от дошколь­ного детства к школьному этапу жизни. Интегрированные учебные дисцип­лины наряду с образовательными функциями как раз и обеспечивают реа­лизацию функции «мягкой» адаптации детей к новой деятельности. Мето­дика обучения этим предметам строится на приоритетном использовании
наглядно-образного мышления как типичного для детей этого возраста, на особом внимании к игровым методам обучения и такой организации учеб­ного процесса, которая обеспечивает ситуацию успеха для каждого ученика и возможность обучаться в индивидуальном темпе.

Учебная задача имеет приоритет перед задачей практической, традиционно используемой в начальной школе. В основе решения учебной задачи - обнаружение, выбор из имеющихся или реализация способа решения. Деятельность ученика направлена не на получение результата -ответа, а на процесс решения. Выполнение отдельно взятого задания от­крывает перед учеником перспективу понимания и установления способа
разрешения аналогичных или типовых учебных ситуаций, способствует переносу знания в нестандартную ситуацию. Авторы используют возможности каждого предмета для развития умений учебной деятельности: понимать и решать учебную задачу; анализировать, сравнивать и классифи­цировать; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, а также качества и признаки предметов (объектов); работать с моделями;
осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку. Так, если*
обсуждать позицию школьника, то это ответ на вопросы:  «Зачем я учусь?», «Что я должен сделать, чтобы решить эту учебную задачу?»,«Каким способом я выполняю учебную задачу и как я это делаю?», «Ка­ковы мои успехи и что у меня не получается?». С позиции содержания и структуры средств обучения - это новые подходы к развитию контроли
рующей и оценочной деятельности учащихся (рубрика «Проверь себя», задания «Сравни свой ответ с текстом», «Найди ошибки» и др.) и т.д.

   В ходе обучения реализуется дифференцированный подход. Автор­ская позиция в создании новых подходов к дифференциации обучения
заключается в целенаправленной педагогической помощи и поддержке школьника в условиях гетерогенного разноуровневого класса. Учебники и тетради содержат разноуровневые задания. Для предупреждения и преодоления причин трудностей учеников в учении комплект имеет тетради для индивидуальной и коррекционно-развивающей работы, что и позво­ляет учителю отойти от традиционно принятой ориентировки на среднего ученика и проводить целенаправленную работу в зависимости от успеш­ности обучения. В учебно-методическом комплекте представлена система работы учителя начальной школы по устранению причин трудностей, возникающих у младшего школьника в процессе изучения различных пред­метов. Таким образом, УМК «Начальная школа XXI
века» реализует в об­разовательном процессе право ребенка на свою индивидуальность. Все средства обучения содержат материал, который позволяет учителю учесть индивидуальный темп и успешность обучения каждого ребенка, а также уровень его общего развития. Во всех учебниках предусмотрено дополни­тельное учебное содержание, что позволяет создать достаточно высокий эрудиционный фон обучения, обеспечив, с одной стороны, снятие обязательности усвоения всех предъявленных знаний (ребенок может, но не должен это усвоить), а с другой стороны, дав возможность каждому рабо­тать в соответствии со своими возможностями (рубрики учебников «Для
тех, кто хорошо читает», «Путешествие в прошлое», «Этот удивительный
мир» и др.). В процессе обучения широко используются различные формы
организации учебного процесса (в первую очередь, групповая).

  Отдельные учебные предметы в комплекте решают общиедидактические задачи.  Важнейшими дидактическими задачами
являются следующие: 

¦ расширение круга представлений, общего кругозора и эрудиции на основе дальнейшего развития учебно-познавательной мотивации ученика;

* расширение и закрепление учебных действий ребенка, их от­дельных операций и последовательности;

* развитие у школьников контроля и самоконтроля, оценки и само­оценки как важнейших показателей сформированности учебной деятельности;

*  выявление детей, у которых не сформированы те или иные уме­ния, навыки, качества и корректировка учебного процесса с целью орга­низации специальной помощи этим детям.

Основные положения методик обучения отдельным дисциплинам

Русский язык:

ведущие задачи курса - развитие младшего школьника, раскрытие перед ним особенностей родного языка, привитие любви и интереса к языку, формирование навыка грамотного письма, развитие устной и, главное, письменной речи; курс является первым этапом непрерывного лингвистического об­
разования учащихся: учебный материал излагается не концентрически, а линейно, реализуя научный подход к анализу языковых явлений;

  авторами выделяются три блока учебного содержания: «Как устроен наш язык» (знакомство с основными лингвистическими знаниями), «Правопи­сание» (формирование грамотного письма), «Развитие речи» (развитие речи учащихся). Эти блоки взаимосвязаны, но самостоятельны. Они же одновре­менно являются структурными единицами учебника и представляют собой объединение уроков, реализующих определенную цель обучения.

Литературное чтение:

  приоритетная задача курса - углубление интереса к чтению и литературе, осознанию учеником значения читательской деятельности как средства успешности обучения и развития человека, формирование уме­ний работать с произведениями разного жанра, вида и стиля;

  расширение круга классических и современных произведений, при литературном анализе которых особое внимание уделяется сравнению произведений разных авторов, жанров и тематики, а также моделирую­щей деятельности учащихся;

  частью курса является «Литературное слушание», идея которой – в углублении процесса восприятия художественного произведения, поддержке и развитии интереса к чтению в тот период, когда сам школьник еще недостаточно владеет навыком самостоятельного чтения (1-й год обучения). Исходя из этого уроки литературного слушания решают не
столько дидактические задачи, связанные с детальным «препарировани­ем» текста, сколько развивают оценочные суждения первоклассников и
умение анализировать эмоциональные состояния, вызванные слушанием
конкретного произведения.

Математика:

•курс устанавливает перспективу математического образования учащихся. Она обеспечивается реализацией деятельностного подхода к обучению младших школьников средствами арифметического, алгебраи­ческого, геометрического и логического содержания учебного материала;

  развитие математических представлений осуществляется по пяти взаимосвязанным содержательным линиям курса: элементы арифметики;
величины и их измерение; логико-математические понятия; элементы ал­
гебры; элементы геометрии;

  в процессе учебного диалога ученики учатся определять способ построения и решения учебной задачи. Такой подход позволяет существен­но повысить уровень математического образования школьников, развить их мышление и воспитать устойчивый интерес к занятиям математикой.

Окружающий мир:

интегрированный и культурологический характер курса позволяет учитывать особенности восприятия младшим школьником окружающего мира, развивать их общую культуру, эрудицию, творческие способности; основанием для интеграции природоведческих и обществоведческих знаний является рассмотрение места и роли человека в природе и в
обществе, а ведущей идеей обновления содержания - отбор наиболее актуальных для ребенка знаний, позволяющих формировать его готовность к разнообразному взаимодействию с окружающим миром;

  в методике обучения преобладают поисковая и творческая деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть (рабочие тетради «Учимся думать и фантазировать», «Учимся познавать окружающий мир»).

В ходе начального образования у младшего школьника формируются умения учебной деятельности, позволяющие ему успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту.

Ведущими характеристиками выпускника начальной школы являются его способность самостоятельно мыслить, анализировать любой вопрос; уме­ние строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точ­ку зрения; наличие представлений о собственном знании и незнании по об­суждаемому вопросу. Отсюда две методические особенности УМК. Так, рабо­тая с учебно-методическим комплектом «Начальная школа XXI века», школьник осваивает принципиально другую роль - не просто «зритель», «слушатель», «репродуктор», а «исследователь». Такая позиция определяет его заинтересованность процессом познания: ученик может выдвинуть свою гипотезу (рубрика учебника «Выскажи предположение»), выбрать и обосно­вать свой путь решения учебной задачи, вступить в дискуссию (задания «Выскажи свое мнение»). В этом случае меняются место и роль образца (правила, способа, вывода и пр.). Он не предъявляется учителем в начале познавательной деятельности как не подлежащий обсуждению, а рождается в процессе коллективной работы и часто завершает ее, что дает возможность каждому ученику «открыть» для себя и сознательно принять научное зна­ние. А также усиление внимания к творческой деятельности учащихся, осно­ванной на инициативе и самостоятельности каждого школьника. Это дости­гается применением в методике обучения «скрытых» образцов, преоблада­нием заданий проблемного характера (по сравнению с репродуктивными), наличием системы специальных творческих заданий, усложняющихся от класса к классу. Развитие творчества авторы тесно связывают с совершенст­вованием такого психического процесса, как воображение, поэтому в учеб­но-методическом комплекте впервые разработана система использования ролевой игры в обучении, которая дает возможность развивать различные грани ролевого поведения, а значит, воображение и творчество ученика.
 
(По материалам http://gmo.miass.edu.ru)
 
УМК "Начальная школа XXI века" (под редакцией проф. Виноградовой Н.Ф.) стал победителем "Конкурса по созданию учебников нового поколения для средней школы", проводимого Национальным Фондом подготовки кадров и Министерством образования РФ.

 Комплект был включен в список учебной литературы, рекомендованной образовательным учреждениям, участвующим в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования.

Из 5 рекомендованных комплектов для начальной школы УМК "Начальная школа XXI века" получил наибольшее распространение среди учителей-экспериментаторов: по нему учится свыше 30% школ, участвующих в эксперименте.

Сегодня по комплекту учатся школьники всех субъектов РФ. Наибольшее распространение он получил в Вологодской, Свердловской, Смоленской, Самарской областях, Республике Северная Осетия, где по нему учится от 25 до 40 % учащихся начальных школ. От 10 до 25 % учащихся учатся по комплекту в Челябинской, Пермской, Волгоградской, Белгородской областях. Значительное распространение комплект получил в Москве и Санкт-Петербурге. Наблюдается стабильный рост числа учителей, выбирающих комплект, в Красноярске, Воронеже, Татарстане, Твери, Чите, Ростове, на Алтае и еще в 43 регионах России.

Учителя, работающие по комплекту, отзываются о нем, как о учебно-методической литературе нового поколения, которая обеспечивает выполнение задач модернизации начального образования. Независимые мониторинговые исследования, проводимые РАО РФ и социально-психологическим центром Самарской области во многих регионах России свидетельствуют о том, что дети, обучающиеся по комплекту, успешнее своих сверстников осваивают общеучебные умения и навыки, отличаются более полным развитием творческих и интеллектуальных способностей.

Рост популярности комплекта выразился в росте тиражей. Если на 1 января 2000 г. общий тираж УМК для 1 класса составлял 60000 экземпляров (за 1995 - 1999 гг.), то за 3 года продвижения по договорам с НФПК (2000-2002) было выпущено в свет 200000 экз. УМК для 1 класса.

Выражением общественного признания УМК стали отраслевые и правительственные награды комплекта. В 2001 г. комплект стал победителем в номинации "Учебник XXI века" и обладателем книжного "Оскара" на XIV Московской международной книжной ярмарке.

В 2002 г. комплект удостоен Премии Президента РФ в области образования.
 
 
(по материалам http://image.websib.ru/)
 
Читать ещё о УМК "Начальная школа XXI века":